- Что такое маскот?
- Преимущества использования маскотов на сайтах и в приложениях
- Как разработать эффективного маскота для веб-продукта
- Где и как применять маскотов в интерфейсах сайтов и приложений
- Как выбрать тип маскота для вашего бренда и аудитории
- Примеры успешного использования маскотов в веб-продуктах
- Заключение
Маскоты в веб-дизайне: Как персонажи бренда усиливают маркетинг и улучшают пользовательский опыт

Маскот на сайте или в мобильном приложении – это не просто визуальный элемент, но и мощный маркетинговый инструмент. В последние годы маскоты приобрели популярность среди брендов, стремящихся повысить свою узнаваемость и укрепить связь с аудиторией. Это выдуманные персонажи, которые помогают придать бренду уникальность и создать эмоциональную привязку с пользователями. Маскоты могут быть использованы для различных целей, от создания положительного имиджа до улучшения пользовательского опыта (UX/UI). Но как правильно интегрировать их в интерфейс? Как сделать так, чтобы они не только привлекали внимание, но и помогали решать бизнес-задачи?
В этой статье мы рассмотрим, что такое маскот, как грамотно использовать персонажей в интерфейсах сайтов и приложений, какие задачи они могут решать и как эффективно встраивать их в коммуникацию с пользователем. Мы также покажем, как разработать маскота, который будет органично вписываться в стиль вашего бренда и помогать вам в достижении маркетинговых целей.
Что такое маскот?

Маскот — это брендированный персонаж, который олицетворяет компанию, продукт или услугу. В отличие от логотипа, маскот не является статичным символом. Это «живой» образ с характером, поведением, привычками и даже своей историей. Он может быть нарисованным, анимированным, трёхмерным, а иногда и олицетворён реальным человеком или животным. Маскот становится элементом фирменного стиля — и зачастую, одним из самых запоминающихся.
Слово «маскот» происходит от французского mascotte, означающего «талисман». В XIX веке оно использовалось по отношению к объектам, приносящим удачу. Со временем термин получил новое значение и сегодня активно применяется в маркетинге и дизайне.
В современном digital-пространстве маскот — это не просто талисман, а стратегически значимая часть визуального и коммуникационного брендинга. Он выступает как мост между брендом и пользователем, делая сложное — понятным, а абстрактное — эмоционально значимым.

Маскот не заменяет логотип — он его дополняет. Если логотип — это «флаг» компании, то маскот — её «лицо». Логотип сообщает: «Кто мы». Маскот говорит: «Как мы себя ведём».
Основные функции маскота в digital-среде
1. Узнаваемость и идентичностьМаскот — мощный носитель визуальной идентичности. Он может быть единственным или повторяющимся элементом, который скрепляет все точки контакта пользователя с брендом. Особенно это ценно в мире, где внимание пользователя — дефицитный ресурс. Маскот делает бренд «видимым» среди множества конкурентов.
2. Эмоциональная связь с пользователемВ отличие от логотипа или типографики, маскот обладает мимикой, эмоциями, движением. Всё это делает персонажа ближе к реальному человеку. Люди склонны проецировать чувства на анимированных существ, будь то сова, робот или вымышленное животное. Это и есть путь к эмпатии, а следовательно — и к лояльности.
3. Инструмент для storytelling (сторителлинга)Маскот — это всегда история. Он может быть героем, наставником, даже антигероем (как в некоторых креативных кампаниях). Через него можно рассказывать эпизоды, развивать нарратив, использовать комиксы, короткие ролики, стори-мемы, игры и т. д. Это особенно эффективно для молодежной и геймерской аудитории.
4. Голос бренда (tone of voice)
Когда персонаж «разговаривает» с пользователем — будь то текст на кнопке, фраза в письме или поп-ап подсказка — он транслирует тональность бренда. Забавный и легкий или уверенный и профессиональный — маскот позволяет точечно управлять восприятием бренда через язык.
5. Обучающая и поясняющая функцияМаскоты особенно хорошо работают в интерфейсах, где пользователю нужно пройти сложный путь. Примеры: обучающие платформы, сервисы расчётов, финансовые и медицинские системы. Персонаж может быть гидом, подсказывать, мотивировать, делать UX проще и теплее.
6. Геймификация и удержание пользователейВ роли наставника, судьи, друга, аватара — маскот становится частью системы геймификации. Он выдаёт ачивки, поздравляет, напоминает, мотивирует. Пример — сова Дуо из Duolingo, которая стала полноценным игровым персонажем.
7. Расширение в другие форматы: мерч, стикеры, игрыМаскот — это актив. Он может быть легко перенесён в сувенирную продукцию, брендированные игры, спецпроекты. Пример: Cheetos выпускает фигурки с Честером; СберКот появляется на стикерах в Telegram и футболках; Krusty из «Симпсонов» стал неотъемлемой частью франшизы, воплощая бренд в культуре.
Маскот — это не просто нарисованный персонаж. Это коммуникатор, маркетолог, преподаватель и бренд-амбассадор в одном лице. Его задачи выходят далеко за рамки визуального оформления. Он — живой элемент бренда, который можно развивать, продвигать и использовать как многоканальный инструмент. В эпоху digital-экосистем маскот становится таким же обязательным элементом фирменного стиля, как логотип, цветовая палитра или типографика — и часто эффективнее всех остальных вместе взятых.
Спецпредложение! Бесплатный аудит вашего сайта.
Преимущества использования маскотов на сайтах и в приложениях

Маскот, будучи полноценным элементом визуальной айдентики, предоставляет не просто «симпатичную мордашку» для украшения интерфейса. Он работает как инструмент, системно влияющий на пользовательское поведение, вовлеченность и запоминаемость бренда. В этой части мы подробно рассмотрим ключевые преимущества, которые даёт использование маскотов в цифровых продуктах: от первой страницы сайта до глубоких пользовательских сценариев в приложении.
1. Сквозная визуальная коммуникация и узнаваемость
Современные бренды редко ограничиваются одним каналом. Сайт, мобильное приложение, социальные сети, рассылки, офлайн-реклама — все эти каналы должны быть визуально и концептуально объединены. Маскот идеально подходит для такой роли. Он становится “якорем” визуальной системы бренда, которого пользователь встречает везде: в onboarding-сценариях, в приветственных окнах, в интерфейсе, на баннерах и даже в иконках уведомлений.
Пример — персонаж Cheetos, Честер. Он сопровождает бренд во всех каналах, включая интерфейс мобильного приложения, рекламные креативы в соцсетях, упаковку и даже развлекательные спецпроекты. Этот подход обеспечивает:
-
Стабильность восприятия бренда в разных средах;
-
Более быструю идентификацию бренда среди конкурентов;
-
Рост лояльности за счёт узнаваемости и эмоциональной связи.
2. Эмоциональная привязка к интерфейсу и бренду
Пользователи не просто взаимодействуют с интерфейсами — они реагируют на них эмоционально. Если дизайн вызывает раздражение или скуку, даже полезный продукт может не удержать аудиторию. Маскот помогает “оживить” интерфейс и создать дружелюбную атмосферу. Он способен вызывать симпатию, сочувствие, интерес. Эти чувства переносятся и на сам бренд.
Пример — 3D-врач на сайте клиники «Энергетик». Этот персонаж не только информирует, но и вызывает доверие, ассоциируясь с заботой и вниманием. Добавление «пасхалки» в виде сходства с реальным генеральным директором усиливает эффект кастомизации, делая персонажа ещё более «своим».
Психологически, такой персонаж вызывает больше доверия, чем безликие абстрактные иллюстрации. Пользователь чувствует, что к нему обращаются «по-человечески».
3. Улучшение навигации и пользовательского опыта
В сложных интерфейсах, особенно B2C-сервисах (финансы, образование, страхование, медицина), пользователи часто теряются. Маскот может выполнять роль навигатора, помощника, гид-персонажа, объясняя, куда нажать, что делать дальше, или даже что означает та или иная функция.
Сценарии применения:
-
Первый вход пользователя — персонаж сопровождает его пошагово (onboarding);
-
Обучающие элементы — маскот подсказывает, как работает функционал;
-
Всплывающие окна — маскот «говорит» с пользователем от лица бренда;
-
Empty states (пустые состояния) — там, где обычно пользователю скучно, появляется персонаж с шуткой, эмпатией или подсказкой.
4. Геймификация и мотивация к действиям
Геймификация — не просто модное слово, а действенный UX-инструмент. Она увеличивает среднее время взаимодействия с продуктом, возвращаемость пользователей и даже конверсию. Маскоты здесь незаменимы. В интерфейсах они играют роль:
-
Наставника (мотивирует, направляет, даёт задания);
-
Мотиватора (выдаёт награды, хвалит, стимулирует прогресс);
-
Игрового персонажа (с которым пользователь взаимодействует и за которого переживает).
Самый известный пример — сова Дуо из Duolingo. Она стала не просто “фейсом” приложения, но и культурным феноменом. Её сообщения «Ты забыл урок! Я всё вижу!» стали мемами, а угрожающе милый тон породил десятки вирусных публикаций. Это отличный пример того, как грамотно выстроенный маскот может стимулировать регулярное использование сервиса — даже за счёт легкой «токсичности».
5. Вирусный потенциал и вовлечение через мем-культуру
Маскоты, особенно харизматичные и со своим уникальным поведением, легко становятся частью интернет-культуры. Мемы, гифки, стикеры, фан-арт — всё это может начать распространяться по инициативе самой аудитории, без дополнительных маркетинговых вложений. Это даёт бренду органический охват, повышает вовлечённость и делает его “своим” в глазах пользователей.
Например, маскот Финграмчик — зелёный динозавр из инвестиционной платформы — приобрёл узнаваемость не только среди пользователей, но и в образовательной среде. Его поведение, фразы и сюжетная линия (мечта о собственной пещере, дружба с птеродактилем) были подхвачены аудиторией и активно обсуждаются в социальных сетях.
6. Продвижение продукта и мерча
Маскот может быть легко перенесён в офлайн: футболки, кружки, блокноты, стикеры, игрушки и даже фигурки Funko POP (как у Честера из Cheetos). Это расширяет присутствие бренда в жизни пользователей и делает их “амбассадорами” — особенно если персонаж действительно любим и узнаваем.
Инструментальное преимущество: мерч с маскотом чаще носят, фотографируют, выкладывают, чем мерч с сухим логотипом.
Маскот — это многогранный инструмент. Он может быть маркетологом, UX-менеджером, мемом и другом одновременно. Грамотно встроенный в интерфейс, маскот:
-
Увеличивает узнаваемость бренда;
-
Повышает эмоциональный отклик и доверие;
-
Упрощает взаимодействие с продуктом;
-
Стимулирует действия через геймификацию;
-
Расширяет коммуникацию бренда в соцсетях и офлайн-среде.
Если ваш сайт или приложение нуждается в тепле, идентичности, интерактиве и лояльной аудитории — маскот станет ключевым активом, с которым эти цели становятся достижимыми.
Как разработать эффективного маскота для веб-продукта

Создание маскота — это не просто задача для дизайнера. Это стратегический креативный процесс, требующий комплексного подхода: от аналитики до психологии восприятия. Маскот не должен быть просто «милым». Он обязан быть функциональным, узнаваемым, уместным и эмоционально точным. В этом разделе мы разберем, как шаг за шагом разработать персонажа, который станет живой частью бренда и будет работать на достижение бизнес-целей.
Шаг 1: Определение цели и роли маскота
Первое, что необходимо сделать — это чётко ответить на вопрос: зачем вам маскот? Ниже — основные сценарии:
-
Улучшение UX: персонаж, который помогает пользователю ориентироваться в интерфейсе, объясняет сложные действия.
-
Повышение узнаваемости: яркий и запоминающийся персонаж, который сопровождает бренд во всех точках касания.
-
Геймификация: маскот как наставник, противник, аватар или NPC в образовательной/финансовой/оздоровительной платформе.
-
Storytelling: маскот, через которого бренд рассказывает истории, транслирует ценности и строит контентную стратегию.
-
Эмоциональный якорь: персонаж, создающий “человеческое лицо” бренда и помогающий в формировании лояльности.
Важно: Маскот должен вписываться в общую стратегию и быть полезным. Иначе он рискует стать просто дорогостоящим аксессуаром.
Шаг 2: Изучение целевой аудитории
Вы не создаёте персонажа для себя. Вы создаёте его для пользователей. Значит, нужно понимать:
-
Кто ваш пользователь?
-
Сколько ему лет?
-
В каких социальных сетях он сидит?
-
Какой стиль юмора ему близок?
-
Какие эмоции его цепляют?
-
Какие страхи и цели у него есть?
Например, если ваша аудитория — школьники, то маскот должен быть близким по духу: энергичным, доброжелательным, с яркими эмоциями. А если вы делаете сервис для бухгалтеров — ваш персонаж должен вызывать доверие, демонстрировать компетентность и надёжность.
Шаг 3: Определение типа персонажа
Выбор формы персонажа — важный стратегический шаг:

Шаг 4: Разработка характера и поведения
Маскот — это личность. У него должен быть характер, поведение, интонация. Он может быть:
-
Дружелюбным наставником (объясняет, помогает, направляет);
-
Весёлым другом (развлекает, комментирует, вовлекает);
-
Забавным неудачником (эмоциональная близость, самоирония);
-
Экспертом (делится знаниями, транслирует уверенность);
-
Супергероем (решает проблемы пользователя, символизирует силу бренда).
Пример: Персонаж Финграмчик, созданный для проекта по финансовой грамотности, сочетает в себе черты эксперта и друга. Он учит инвестировать, но делает это в форме весёлой игры.
Шаг 5: Визуальный стиль и адаптация
После концепции и характера наступает этап визуализации:
-
Силуэт и форма: узнаваемость обеспечивается чёткой формой. Хороший маскот легко узнаваем даже по контуру.
-
Цветовая палитра: как правило, цвета подбираются в соответствии с фирменным стилем бренда. Но допустимы вариации.
-
Мимика и позы: важно прорисовать несколько вариантов выражений лица, эмоций, жестов — они будут использоваться в разных интерфейсных сценариях.
-
Универсальность: персонаж должен хорошо смотреться как в small-size иконке, так и в виде full-size изображения на баннере.
Шаг 6: Тестирование на аудитории
Даже самый красивый маскот может провалиться, если он не вызывает отклика у пользователей. Поэтому:
-
Покажите несколько вариантов персонажа разным сегментам аудитории;
-
Сравните, какой из них вызывает больше эмоций;
-
Проверьте на узнаваемость через несколько дней — вспомнят ли?
Можно использовать A/B-тесты, фокус-группы, закрытые опросы в соцсетях, даже опросы через Telegram-бота.
Шаг 7: Интеграция в интерфейс
Теперь, когда персонаж готов — важно встроить его в логику сайта или приложения. Он может быть:
-
Постоянным проводником (например, в обучающей платформе);
-
Временным элементом (в onboarding или при действиях пользователя);
-
Реактивным элементом (отвечает, если пользователь что-то делает);
-
Коммуникатором (появляется в уведомлениях, при ошибках, в геймификации).
В идеале — маскот должен стать логичным и естественным элементом digital-экосистемы бренда.
Инструменты и технологии для создания маскота
В зависимости от бюджета и компетенций вы можете использовать:
2D-инструменты:
-
Adobe Illustrator / Photoshop
-
Procreate
-
Figma (для статических прототипов)
3D и анимация:
-
Blender (бесплатно, мощно)
-
ZBrush (скульптура, сложные формы)
-
Mixamo (автоматическая анимация)
-
Spine (для 2D-анимации с костями)
ИИ и генераторы:
-
Midjourney (визуальный концепт)
-
DALL·E 2 / Artbreeder
-
Character Creator / Charat / Creanime
Где и как применять маскотов в интерфейсах сайтов и приложений

Разработка маскота — это только половина дела. Чтобы он стал действительно полезным инструментом в digital-продукте, необходимо грамотно внедрить персонажа в интерфейс и сценарии взаимодействия с пользователем. Маскот должен быть не просто визуальной «наклейкой», а логичным и функциональным участником пользовательского пути. В этом разделе мы разберём, где, как и зачем маскот может появляться на сайте или в приложении — и какие задачи он при этом решает.
1. Онбординг и первое взаимодействие
Маскот идеально подходит для сопровождения новых пользователей, впервые попадающих на платформу. Первый экран — это момент, когда пользователь оценивает продукт. Именно здесь персонаж может сыграть роль:
-
Приветствующего лица: помогает снять напряжение, делает интерфейс более человечным.
-
Проводника: объясняет, какие действия нужно выполнить дальше.
-
Гида по интерфейсу: пошагово рассказывает о функциях сервиса, помогает с навигацией.
Пример: в образовательной платформе SMITUP персонажи появляются сразу после регистрации и сопровождают ученика при первом входе, облегчая его адаптацию.
2. Подсказки и информирование в процессе использования
Маскот может выступать в роли «помощника» — он реагирует на действия пользователя, объясняет функционал, даёт советы. Такой персонаж идеально работает в сложных продуктах, где у пользователя могут возникать затруднения:
-
В финтех-приложениях (например, при заполнении формы кредита);
-
В маркетплейсах (объяснение, как оформить возврат);
-
В сервисах учета и аналитики (подсказки по фильтрам, сортировке, интерпретации данных);
-
В калькуляторах, трекерах, планировщиках.
Маскот как подсказка эффективнее сухого текста, особенно если речь идет о повторяющихся действиях: он может «разговаривать» с пользователем в привычной форме и не выглядеть навязчиво.
3. Геймификация и мотивация
Маскот — незаменимый элемент в UX-геймификации. Он может:
-
Выдавать ачивки;
-
Давать задания и цели;
-
Мотивировать продолжать (например, пройти урок, заполнить профиль, добавить товар в корзину);
-
Поддерживать на длинной дистанции (как в ежедневных трекерах или образовательных курсах).
Кейс: В приложении Duolingo сова Дуо напоминает о пропущенных уроках, поздравляет с прогрессом, «расстраивается», если вы не пришли. Это не только создаёт эмоциональную связь, но и буквально удерживает пользователя в системе.
Важно: Излишняя навязчивость может быть воспринята негативно — здесь важно найти баланс между мотивацией и свободой пользователя.
4. Реакция на события и ошибки
Маскоты отлично работают в момент возникновения ошибок, пустых состояний (empty states) или загрузок. Вместо скучного сообщения "Ошибка 404" можно показать персонажа в забавной ситуации. Это:
-
Снимает раздражение;
-
Удерживает пользователя от ухода;
-
Добавляет «человечности» интерфейсу.
Пример: в Discord при возникновении технической ошибки появляется Вампус — фирменный монстр, который с юмором «оправдывается» и просит подождать. Это смягчает негатив и вызывает улыбку.
5. Всплывающие окна (pop-up) и баннеры
Маскот может появляться в модальных окнах или поп-апах, когда:
-
Пользователь совершил важное действие (покупка, регистрация);
-
Нужно сообщить об акции или обновлении;
-
Важно поблагодарить или дать подсказку.
За счёт эмоционального отклика персонаж помогает лучше запомнить сообщение и повышает кликабельность.
6. Персонализация и кастомизация
Маскота можно сделать кастомизируемым. Это особенно хорошо работает в продуктах для детей, подростков и молодежи:
-
Пользователь может выбрать внешний вид, цвет, аксессуары;
-
Персонаж становится отражением пользователя;
-
Это повышает лояльность и чувство вовлечённости.
Пример: в SMITUP планируется внедрение возможности настройки персонажа учениками. Это создаёт ощущение контроля и привязанности к герою, что положительно влияет на регулярное использование сервиса.
7. Анимации и микро-взаимодействия
Небольшие анимации маскота (поворот головы, подмигивание, прыжки, движение глаз) могут:
-
Повысить вовлеченность;
-
Привлечь внимание к важным элементам;
-
Сделать интерфейс более «живым».
Однако важно, чтобы анимации не были слишком частыми или отвлекающими — они должны дополнять сценарий, а не мешать ему.
8. Встраивание в системные элементы
Интересный способ — интеграция маскота в ключевые системные элементы:
-
На странице профиля он может поздравлять с достижениями;
-
В push-уведомлениях — напоминать от имени персонажа;
-
В email-рассылках — быть отправителем писем;
-
В прогресс-барах — «двигаться» вместе с пользователем.
Такой подход превращает персонажа в полноценного участника взаимодействия, а не просто иллюстрацию.
Как выбрать тип маскота для вашего бренда и аудитории
Выбор типа маскота — это ключевая стадия, на которой начинается формирование личности вашего бренда. Важно, чтобы персонаж гармонировал с ценностями компании, её аудиторией и способствовал решению маркетинговых задач. Не каждый маскот подходит для каждой компании или продукта. Чтобы ваш маскот стал эффективным и любимым пользователями, нужно учитывать несколько факторов.
1. Ниша и ценности бренда
Первым шагом в выборе маскота является понимание ценностей бренда и того, какое сообщение вы хотите донести до своей аудитории. Маскот — это своего рода «лицо» компании, и он должен соответствовать ее характеру.
-
Молодёжные бренды (например, игровые сервисы, бренды одежды или еды для подростков) часто выбирают ярких и динамичных персонажей, которые могут выражать энергию и свободу.
-
Образовательные и финансовые платформы ориентированы на серьёзность, доверие и профессионализм, поэтому маскот в таком контексте будет, скорее, сдержанным, символизирующим надежность и авторитет.
-
Сервисы для детей требуют персонажей, которые выглядят добрыми и дружелюбными, с яркими цветами и лёгкими чертами.
-
Профессиональные сервисы (например, юридические или консалтинговые компании) будут избегать использования маскотов вообще, поскольку их брендинг требует строгости и профессионализма.
2. Определение целевой аудитории
После того как вы определились с основными ценностями, важно точно понять, кто ваша целевая аудитория. Это определяет, какой образ персонажа будет близок и понятен пользователю.
-
Возраст аудитории: Молодежная аудитория (например, 13-24 лет) предпочтёт более игривых и ярких персонажей, тогда как для более взрослой аудитории подойдет более сдержанный и серьезный маскот. Пример: маскот для подростков может быть энергичным и с юмором, а для зрелой аудитории — более мудрым и «земным».
-
Пол: Маскот может отражать предпочтения по полу. Например, в играх или продуктах для женщин часто используются персонажи, ассоциирующиеся с модой или милыми животными, в то время как для мужской аудитории — герои, вдохновляющие на достижения и успех.
-
Предпочтения и интересы: Если ваша аудитория интересуется спортом или технологиями, персонаж должен отражать эти интересы. Маскот для бренда спортивного инвентаря может быть спортивным персонажем (например, бык для энергетических напитков), в то время как для технологического продукта подойдёт робот или футуристический персонаж.
3. Типы маскотов и их особенности
В зависимости от характера вашего бренда и того, как вы хотите, чтобы воспринимали его, можно выбрать один из следующих типов маскотов:
1. Человечный маскот
Маскот в виде человека является наиболее универсальным типом, поскольку он способен передать такие качества, как уверенность, профессионализм и эмпатию. Такой персонаж может быть полезен в любой нише, где важно подчеркнуть человечность, доверие и доступность бренда.
Пример:
-
Мистер Пропер (Mr. Clean) — персонаж, символизирующий чистоту и надёжность. Это человек с утрированно простым и понятным образом, который легко ассоциируется с продуктом.
Преимущества:
-
Человечность, доступность;
-
Простота в передаче эмоций и ценностей бренда;
-
Подходит для широкого круга продуктов.
2. Животный маскот
Животные часто ассоциируются с определёнными чертами характера и поведением. Например, кролик может символизировать энергию, а леопард — скорость и решительность. Этот тип маскота особенно эффективен для брендов, которые ориентированы на широкий круг аудитории, включая детей и подростков.
Пример:
-
Кролик Квики от Nesquik — яркий, игривый персонаж, который транслирует энергичность, скорость и лёгкость.
Преимущества:
-
Ассоциации с положительными чертами характера (дружелюбие, энергия, милота);
-
Привлекательность для более широкой аудитории, включая детей;
-
Простота адаптации в геймификацию.
3. Мифологический или фантастический персонаж
Мифологические или фантастические существа могут создавать у бренда уникальность, за которой стоит интересная история или фантазийная вселенная. Это подход хорошо работает в нишах, связанных с развлечениями, играми или необычными продуктами.
Пример:
-
Финграмчик — динозавр для проекта по финансовой грамотности. Этот персонаж выполняет роль наставника, с помощью которого пользователи осваивают сложные концепции.
Преимущества:
-
Уникальность и неординарность;
-
Хорошо подходят для специфических ниш (например, игры, обучающие проекты);
-
Возможность построить уникальную вселенную или бренд-историю.
4. Объект как маскот
Иногда маскот не представляет собой живое существо, а объект, который «оживает» и начинает взаимодействовать с пользователем. Это может быть элемент, который ассоциируется с брендом или продуктом.
Пример:
-
Мишленовский человек (Бибендум) — не человек и не животное, а объёмная фигура, собранная из шин. Этот маскот ассоциируется с надёжностью и стабильностью.
Преимущества:
-
Прямые ассоциации с продуктом или брендом;
-
Хорошо подходят для технологичных и промышленных продуктов;
-
Простота в интеграции в систему.
4. Протестировать несколько вариантов
После того как вы выбрали тип маскота, важно протестировать несколько вариантов на целевой аудитории. Маскот должен быть узнаваемым и вызывать положительную ассоциацию. Для этого вы можете:
-
Провести фокус-группы с реальными пользователями.
-
Использовать A/B-тестирование с разными версиями маскотов.
-
Провести мини-опросы через соцсети, email-рассылки или на сайте.
Выбор типа маскота — это не просто дизайнерская задача. Это стратегическое решение, которое должно быть принято с учётом ценностей бренда, особенностей целевой аудитории и целей маркетинговой кампании. Маскот должен быть не только ярким и запоминающимся, но и функциональным, понятным и вызывающим положительные эмоции. Система «маскот» + «бренд» — это целый путь создания глубокой связи с пользователем, вовлечения в продукт и формирования лояльности.
Примеры успешного использования маскотов в веб-продуктах
Маскоты могут быть невероятно мощным инструментом в создании эмоциональной связи с пользователями и улучшении брендинга. В этом разделе мы рассмотрим несколько ярких примеров успешных маскотов, которые стали неотъемлемой частью брендов и сыграли ключевую роль в их маркетинговых стратегиях. Эти примеры покажут, как правильно разработанный маскот может существенно повлиять на вовлеченность, лояльность и общую привлекательность продукта.
1. Duolingo: Сова Дуо

Duolingo — это пример идеального использования маскота. Сова Дуо, ставшая символом приложения для изучения языков, начала как просто визуальный элемент, но со временем превратилась в настоящего персонажа, с которым пользователи начинают строить отношения. Дуо стал не только персонажем, который помогает людям учить языки, но и мемом, который в свою очередь улучшает вирусный маркетинг приложения.
Почему это работает:
-
Эмоциональная связь: Дуо с его выражением лица становится проводником в мире языков, при этом его реплики и эмоциональные реакции (например, когда он злится, если пользователь пропускает урок) создают атмосферу заботы и дружбы. Этот персонаж фактически стал лицом приложения.
-
Геймификация: Дуо даёт задания, мотивирует к изучению языков, иногда даже угрожает пользователю за «забвение». Это создаёт вовлеченность и добавляет элемент игры в процесс обучения.
-
Вирусность: Сова Дуо стала мемом, благодаря чему повысилась узнаваемость бренда. Он активно используется в социальных сетях, создавая дополнительный интерес к продукту.
2. Cheetos: Честер — яркий маскот бренда

Честер, маскот бренда Cheetos, является ярким примером использования харизматичного персонажа, который стал символом бренда. Этот маскот олицетворяет веселье, скорость и дикая энергия, что идеально соответствует концепции бренда, ориентированного на молодежную аудиторию.
Почему это работает:
-
Яркость и харизма: Честер является настоящим героем бренда. Его образ, основанный на "крутом коте", стал легко узнаваемым и подходящим для множества рекламных кампаний.
-
Геймификация и вовлеченность: Он активно участвует в различных конкурсах, акциях и рекламных кампаниях, что усиливает вовлеченность и создаёт ассоциации с продуктом. В качестве маскота Честер стал личностью, с которой люди могут себя ассоциировать, а его игривый и забавный характер помогает вызвать интерес у молодежной аудитории.
-
Мерч: Маскот также стал основой для сувенирной продукции, такой как футболки, игрушки и фигурки, что добавило дополнительную ценность и позволило бренду выйти за пределы стандартного продукта.
3. СберКот: Маскот банковских продуктов

СберКот — маскот, созданный для Сбербанка, идеально вписывается в современный подход к созданию брендов с элементами юмора и теплоты. Этот милый и немногословный кот является проводником через весь спектр услуг банка, делая процессы проще и приятнее.
Почему это работает:
-
Преодоление барьеров: В финансовых и банковских услугах часто присутствуют проблемы с восприятием — серьёзные и абстрактные термины пугают клиентов. СберКот помогает «смягчить» эти моменты, делая банк более дружелюбным и доступным для пользователей.
-
Универсальность: СберКот используется не только в приложениях банка, но и в социальных сетях, маркетинговых материалах, а также на товарных продуктах, таких как стикеры, игрушки и даже сувениры.
-
Вовлеченность через соцсети: Кот стал частью интернет-культуры, активно взаимодействуя с пользователями через мемы и юмор, что добавляет элемент личной связи с клиентами.
Примеры успешного использования маскотов показывают, как важен правильно подобранный персонаж для бренда, особенно в digital-продуктах. Маскоты, как мы видим на примере Duolingo, Cheetos, СберКота и других, играют не только роль визуального элемента, но и активно влияют на вовлеченность, лояльность и эмоциональную связь с пользователями. Эти персонажи становятся частью культуры, создавая сильную ассоциацию с брендом и повышая его узнаваемость.
Основное преимущество маскота заключается в том, что он живой элемент, способный общаться с пользователем, вызывать у него эмоции, мотивировать к действиям и даже становиться элементом интернет-культуры. Хорошо разработанный маскот может значительно улучшить восприятие бренда и увеличить вовлеченность пользователей.

Артём Опарин
Заключение
Маскоты уже давно перестали быть исключительно элементом развлекательных или рекламных кампаний. Они превратились в неотъемлемую часть стратегии брендинга, играя важную роль в создании уникальной личности компании, повышении лояльности и вовлечении пользователей. Как показали примеры успешных брендов, грамотно разработанный маскот может стать мощным инструментом, который не только увеличивает узнаваемость, но и усиливает эмоциональную связь с аудиторией.
Маскот как важный элемент брендинга
Маскот, в отличие от статичных элементов фирменного стиля, обладает динамичной и персонализированной сущностью, что позволяет бренду выйти за рамки традиционного визуального контента. Персонаж с характером и историей не только привлекает внимание, но и создает глубокие ассоциации с компанией, становясь синонимом её ценностей.
В отличие от стандартного логотипа, который скорее символизирует компанию, маскот олицетворяет её душу. Маскот может быть воплощением самых важных аспектов бренда: его миссии, ценностей и целей. Это личность, которая делает бренд более живым и человечным. Это как знакомая фигура, с которой пользователь взаимодействует и по мере использования начинает ассоциировать себя и свой опыт с брендом.
Маскот как инструмент повышения лояльности и вовлеченности
Маскот может стать катализатором для создания эмоциональной привязанности. Эта привязанность, в свою очередь, укрепляет лояльность и способствует долгосрочной приверженности. Исследования показывают, что пользователи склонны проводить больше времени в приложениях, которые предлагают не просто функциональные возможности, а эмоциональные связи через персонажей и геймификацию.
Маскоты могут не только увеличить время взаимодействия с продуктом, но и стать драйверами для регулярных возвращений. Пример с маскотами Duolingo и СберКотом наглядно демонстрирует, как персонализированное общение через персонажа может поддерживать пользователя, напоминая ему о важности процесса (например, не пропускать уроки или не забывать о финансовых операциях).
Маскот как важный элемент пользовательского опыта (UX)
Маскоты способны существенно улучшить взаимодействие с продуктом, сделав интерфейс более интуитивным и приятным. Применение маскотов на этапах onboarding, в подсказках, ошибках и всплывающих окнах позволяет не только создать визуальный интерес, но и улучшить понимание интерфейса. Маскот становится своего рода проводником, помогая пользователю сориентироваться в продукте, что делает взаимодействие с ним более гладким и менее напряжённым.
Интерфейсы с маскотами становятся более «живыми», создавая атмосферу лёгкости и дружелюбия. Это особенно важно в сложных системах, где пользователи могут запутаться в процессе или столкнуться с трудностями. Маскот не только помогает решить проблему, но и улучшает восприятие ситуации.
Маскот как универсальный маркетинговый инструмент
Маскоты обладают универсальностью и могут использоваться на всех этапах маркетинговой кампании. Вспомните о Честере из Cheetos или о Дуо из Duolingo. Эти персонажи не просто олицетворяют бренд, они становятся частью всего контента бренда. Они активно участвуют в рекламных роликах, социальных сетях, на упаковке, на корпоративной продукции и даже в мерче. В конечном итоге, маскоты становятся неотъемлемой частью стиля жизни аудитории.
Для маркетологов маскот — это не только эффективный инструмент, который помогает выделить бренд среди конкурентов, но и средство для создания вирусного контента. Люди любят делиться смешными и интересными персонажами, которые могут вызвать положительные эмоции. И чем больше люди делятся контентом с маскотом, тем выше вероятность распространения бренда.
Маскот — это не просто графический элемент бренда, а стратегически важный инструмент, который помогает бренду наладить контакт с пользователем, повысить его вовлечённость и приверженность. Он оживляет интерфейс, делает продукт более привлекательным и простым в использовании, а также помогает бренду оставаться актуальным и близким для целевой аудитории.
Комментарии