Термины по Разработке сайтов

A
Application Server (Сервер приложений)
- программа, обеспечивающая средства для разработки, тестирования, развертывания и выполнения веб-приложений.
API (Интерфейс прикладного программирования)
- набор готовых классов, процедур, функций, структур или протоколов, предоставляемых программой или сервисом.
AJAX (Асинхронный JavaScript и XML)
- набор технологий для асинхронного обмена данными между браузером и сервером без перезагрузки страницы.
Agile (Гибкая разработка)
- итеративный подход к разработке ПО, основанный на принципах адаптивной команды и гибкого реагирования на изменения.
Accessibility (Доступность)
- обеспечение беспрепятственного доступа к веб-контенту для людей с ограниченными возможностями. Важно для соответствия стандартам.
B
Bug Tracking (Отслеживание ошибок)
- процесс выявления, документирования и отслеживания статуса обнаруженных программных дефектов.
Browser Cache (Кэш браузера)
- временное хранилище данных веб-сайта на стороне клиента для более быстрой загрузки при повторном посещении.
Breadcrumb (Хлебные крошки)
- вспомогательная навигационная цепочка, показывающая структуру вложенности текущей страницы относительно основных разделов сайта.
Behaviour Driven Development (BDD)
- процесс разработки ПО на основе примеров поведения, который дополняет методологию TDD.
Backend (Серверная часть)
- серверный компонент веб-приложения, отвечающий за обработку данных и бизнес-логику.
C
CSS Preprocessors (CSS препроцессоры)
- языки более высокого уровня, компилируемые в CSS, предоставляющие дополнительные возможности: переменные, вложенность, миксины и др.
CSS Frameworks (CSS фреймворки)
- библиотеки готовых CSS-классов и компонентов для ускорения разработки и обеспечения согласованности стилей.
Cross-browser (Кросс-браузерность)
- способность веб-приложения корректно отображаться и функционировать в различных браузерах и их версиях.
Cookies (Куки)
- небольшие текстовые файлы, создаваемые веб-сайтом и сохраняемые на устройстве пользователя. Используются для отслеживания сеансов, персонализации и других целей.
Content Management System (CMS)
- приложение для создания, редактирования, управления и публикации цифрового контента на веб-сайтах.
Content Delivery Network (CDN)
- распределённая сеть серверов для эффективной доставки статического контента конечным пользователям.
Codebase (Кодовая база)
- совокупность всего исходного кода проекта.
Code Editor (Редактор кода)
- программа для написания и редактирования исходного кода.
Cloud Computing (Облачные вычисления)
- модель обеспечения сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов.
Client-side (На стороне клиента)
- описывает компоненты веб-приложения, выполняемые в браузере пользователя.
Cascading Style Sheets (CSS)
- язык стилей, предназначенный для описания внешнего вида веб-страниц.
D
Dynamic Site (Динамический сайт)
- веб-сайт, содержимое которого формируется динамически на стороне сервера в ответ на запросы пользователей.
Domain Name (Доменное имя)
- уникальное символьное имя, служащее для идентификации областей/сайтов в интернете.
Document Object Model (DOM)
- кросс-платформенное представление объектов структурированного документа, используемое для отображения и взаимодействия с объектами через скрипты.
Design Patterns (Шаблоны проектирования)
- типовые решения часто возникающих задач проектирования программного обеспечения.
Deployment (Развертывание)
- процесс публикации и запуска веб-приложения или программного обеспечения для использования конечными пользователями в продакшн-среде.
Deferred Scripts (Отложенные скрипты)
- способ загрузки JavaScript-файлов браузером, при котором они выполняются после загрузки HTML, но до обработки DOMContentLoaded.
Debugging (Отладка)
- процесс обнаружения и исправления ошибок в коде компьютерной программы.
Database Abstraction Layer (DAL)
- уровень программного обеспечения, служащий промежуточным звеном между приложением и СУБД.
Database (База данных)
- организованный набор структурированной информации или данных, обычно хранящийся в электронном виде.
E
EditorConfig (Настройки редактора)
- инструмент для определения и поддержания согласованных стилей кодирования между различными редакторами и средами IDE.
E-commerce (Электронная коммерция)
- сфера экономической деятельности, связанная с купле-продажей товаров и услуг через Интернет.
F
FTP (Протокол передачи файлов)
- стандартный сетевой протокол для передачи файлов между компьютерами в компьютерной сети.
Frameworks (Фреймворки)
- программные платформы, определяющие структуру программной системы. Облегчают разработку за счет библиотек кода, компонентов, инструментов и наилучших практик.
Frontend (Клиентская часть)
- пользовательский интерфейс веб-приложения, с которым взаимодействует клиент через браузер.
Font Stack (Стек шрифтов)
- упорядоченный список шрифтов, определяющий, какие шрифты браузер будет использовать для отображения текста.
Feature Branch (Ветка функционала)
- отдельная ветка в системе контроля версий для изолированной разработки новой функциональности.
Fallback (Резервный вариант)
- запасной механизм выполнения операции в случае сбоя основного.
G
Grid Layout (Гридлаут)
- мощная система расположения элементов на веб-страницах по горизонтальным и вертикальным строкам/трекам.
Global Scope (Глобальная область видимости)
- область видимости, в которой объявленные переменные и функции доступны из любой части программного кода.
Git (Система контроля версий)
- распределенная система управления исходным кодом и совместной разработки с акцентом на скорость.
H
HTTPS (Защищенный протокол передачи данных)
- расширение протокола HTTP, обеспечивающее защищенную передачу данных между веб-сервером и браузером.
HTTP (Протокол передачи гипертекста)
- прикладной протокол для распределенной, совместимой, гипермедийной информационной системы.
HTML (Язык разметки гипертекста)
- стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Определяет структуру веб-страницы.
Hosting (Хостинг)
- услуга по размещению файлов веб-сайта или веб-приложения на выделенном или виртуальном сервере для обеспечения круглосуточного доступа к ним через Интернет.
Heuristic Evaluation (Эвристическая оценка)
- метод оценки юзабилити на основе признанных принципов пользовательского интерфейса.
Hashed IDs (Хешированные идентификаторы)
- способ обфускации и замены первичных ключей в URL-адресах на хеш-значение для целей безопасности.
Hard Reload (Жёсткая перезагрузка)
- команда браузеру полностью перезагрузить страницу, игнорируя кэшированные данные.
I
Integration Testing (Интеграционное тестирование)
- уровень тестирования программного обеспечения, при котором отдельные модули группируются и тестируются в совокупности.
Inline Styles (Инлайн стили)
- способ задания CSS-стилей напрямую в HTML-тегах через атрибут style. Не рекомендуется для использования.
IDE (Интегрированная среда разработки)
- программное приложение для создания программного обеспечения с развитым функционалом кодирования, отладки, компиляции и развертывания.
J
JSON (Формат обмена данными)
- текстовый формат обмена данными, основанный на JavaScript и используемый при передаче данных между сервером и веб-приложением.
JavaScript (JavaScript)
- мультипарадигменный язык программирования, использующийся для добавления интерактивности на веб-страницы.
K
Keyframes (Ключевые кадры анимации)
- техника задания промежуточных состояний анимированного элемента между начальным и конечным кадром.
L
Local Server (Локальный сервер)
- веб-сервер, запущенный на локальной машине разработчика для тестирования и разработки.
Load Balancing (Балансировка нагрузки)
- равномерное распределение нагрузки между несколькими серверами для повышения отказоустойчивости и производительности.
Linting (Линтинг кода)
- процесс анализа исходного кода с целью повышения его качества путем проверки на соответствие стандартам и поиска ошибок.
Legacy Code (Унаследованный код)
- любой исходный код, созданный некоторое время назад и изначально работающий.
Landing Page (Целевая страница)
- одностраничный сайт или веб-страница, цель которой - конверсия посетителей в потенциальных клиентов.
M
Modules (Модули)
- логически обособленные части программного кода, предназначенные для решения узкоспециализированных задач в рамках общей программы.
Mobile First (Мобильный сначала)
- подход в веб-разработке, при котором проектирование начинается с мобильных устройств.
Minification (Минификация)
- процесс уменьшения размера исходного кода программы за счет удаления комментариев, пробелов, переносов строк и других ненужных символов.
Microservices (Микросервисы)
- архитектурный стиль построения распределенного приложения как набора мелких сервисов со слабой связанностью.
Merge Conflicts (Конфликты слияния)
- ситуация в системах контроля версий, когда две отдельные ветки внесли изменения в одни и те же части файла, и эти изменения необходимо разрешить вручную перед слиянием веток.
Memoization (Мемоизация)
- оптимизационный прием программирования, при котором кэшируются результаты длительных вычислений.
Markup (Разметка)
- в веб-технологиях, это код, определяющий структуру и форматирование веб-страницы на языке разметки, например HTML.
N
Normalization (Нормализация)
- процесс организации данных в базе данных согласно серии правил для уменьшения избыточности и зависимостей, обеспечивая целостность данных.
Node.js (Node.js)
- программная платформа с открытым исходным кодом для выполнения высокопроизводительных сетевых приложений, написанных на JavaScript.
Native Apps (Нативные приложения)
- приложения, разработанные для определенной мобильной платформы с использованием ее собственных технологий.
O
Optimization (Оптимизация)
- процесс улучшения систем, процессов или продуктов для достижения максимальной эффективности, производительности или качества.
Open Source (Открытый исходный код)
- принцип разработки программного обеспечения, при котором исходный код публично доступен для использования, изучения и модификации.
Object-Oriented Programming (ООП)
- парадигма программирования, основанная на концепции "объектов", которые содержат данные в виде полей и код в виде процедур.
P
Pull Request (Запрос на объединение)
- в системах контроля версий, это запрос на объединение кода из одной ветки в другую для проверки и дальнейшего слияния.
Pseudocode (Псевдокод)
- неформальная запись алгоритма, использующая инструкции на естественном или кваси-естественном языке.
Prototyping (Прототипирование)
- создание предварительных образцов, моделей для тестирования концепции продукта до финальной разработки. Позволяет выявить недостатки на ранних стадиях.
Progressive Web Apps (PWA)
- веб-приложения, использующие новейшие возможности для комбинирования лучших качеств сайтов и мобильных приложений.
Polyfills (Полифиллы)
- куски кода для воспроизведения современной функциональности в старых браузерах, которые ее не поддерживают.
Pixel Perfect (Пиксельная идеальность)
- принцип совпадения визуального представления продукта с его дизайн-макетом вплоть до каждого пикселя.
PHP (PHP: Hypertext Preprocessor)
- скриптовый язык программирования общего назначения, часто используемый в веб-разработке.
Persistent Data Structures (Персистентные структуры данных)
- иммутабельные структуры данных, при изменении которых создается новая версия, а старая остается неизменной.
Performance Budgets (Бюджет производительности)
- заранее определенные цели по скорости загрузки, объему данных и другим метрикам производительности веб-приложения.
Parallax Scrolling (Параллакс-скроллинг)
- эффект создания иллюзии глубины на 2D сцене, когда фоновые и передние объекты двигаются с разными скоростями при прокрутке страницы.
Pair Programming (Парное программирование)
- подход к разработке ПО, при котором две personы работают вместе за одним компьютером.
Page Weight (Вес страницы)
- общий размер всех файлов (HTML, CSS, JS, изображений и т.д.), необходимых для отображения веб-страницы.
Page Speed (Скорость страницы)
- фактор, описывающий скорость загрузки веб-страницы. Влияет на поведенческие факторы и ранжирование в поиске.
Page Load Time (Время загрузки страницы)
- время, необходимое браузеру для полного отображения контента после выдачи запроса.
Q
Query String (Строка запроса)
- часть URL, содержащая данные в виде пар "ключ=значение", передаваемые веб-серверу.
R
Repl (Read–Eval–Print Loop)
- простая интерактивная компьютерная среда, которая принимает ввод пользователя, вычисляет его и выводит результат.
Rendering (Рендеринг)
- процесс, при котором браузер обрабатывает код для визуального отображения веб-страницы.
Render Blocking (Блокировка отрисовки)
- ресурсы, блокирующие начальную отрисовку веб-страницы до их полной загрузки.
Regex (Регулярные выражения)
- последовательности символов для описания шаблонов поиска в тексте.
Referer (HTTP-заголовок)
- HTTP-заголовок, содержащий URL-адрес источника, откуда пришел запрос на текущую страницу.
Refactoring (Рефакторинг)
- процесс изменения внутренней структуры программного кода без изменения его внешнего поведения.
S
Styleguide (Руководство по стилю)
- набор стандартов для обеспечения согласованности в оформлении и разработке продукта.
Static Site Generators (Генераторы статических сайтов)
- программы для создания полностью статических HTML-страниц из исходников разных форматов.
Staging (Промежуточная среда)
- отдельная среда, аналогичная продакшн-серверу, для тестирования готовой сборки перед развертыванием.
SSL/TLS (Протоколи шифрования)
- криптографические протоколы для установления зашифрованного соединения между веб-сервером и браузером.
SQL (Язык структурированных запросов)
- декларативный язык программирования для управления реляционными базами данных.
Sprint (Спринт)
- ограниченный по времени период разработки в Agile-методологиях со строгим планом работ.
Sourcemaps (Исходные карты)
- файлы, содержащие метаданные для отображения скомпилированного кода в удобочитаемом для разработчика виде.
Single Page Applications (SPA)
- веб-приложения, которые загружают один HTML-документ, а затем динамически подгружают необходимые ресурсы при взаимодействии пользователя.
Server-side (На стороне сервера)
- обозначает компоненты веб-приложения, выполняемые удаленно на веб-сервере.
Semantic Markup (Семантическая разметка)
- использование соответствующих HTML-тегов для описания смысла и структуры содержимого.
Security (Безопасность)
- защита компьютерных систем от кражи или повреждения аппаратного или программного обеспечения и данных.
Search Engine Optimization (SEO)
- комплекс мер по внутренней и внешней оптимизации для повышения позиций сайта в результатах поиска.
Scripting Languages (Скриптовые языки)
- высокоуровневые языки программирования, оптимизированные для написания сценариев и скриптов.
Scoping (Определение области видимости)
- правила определения областей видимости переменных, функций и объектов в коде.
Scaffolding (Скафолдинг)
- автоматическая генерация начальной структуры кода или файлов проекта по установленному шаблону.
T
Transpiling (Транспиляция)
- процесс преобразования исходного кода из одного языка программирования в другой с аналогичным уровнем абстракции.
Third-party (Сторонний)
- описывает программные библиотеки, модули, сервисы, созданные и поддерживаемые третьими лицами.
Test-Driven Development (TDD)
- практика разработки программного обеспечения, при которой тесты пишутся до написания самого функционала.
Templates (Шаблоны)
- предопределенные файлы, используемые для создания экземпляров веб-страниц путем заполнения динамическими данными.
Technical Debt (Технический долг)
- метафора, описывающая компромиссы и последствия принятия нерациональных технических решений в процессе разработки для экономии времени.
U
UTF-8 (Юникод)
- стандарт кодирования символов, позволяющий кодировать все существующие символы разных алфавитов и языков.
User Interface (UI) (Пользовательский интерфейс)
- визуальный способ представления информации, с помощью которого пользователь взаимодействует с программой или устройством.
User Experience (UX) (Пользовательский опыт)
- совокупность ощущений и впечатлений пользователя от взаимодействия с продуктом, системой или услугой.
V
Virtualization (Виртуализация)
- создание виртуальной версии чего-либо, например операционной системы, сервера или сети.
Virtual Machine (Виртуальная машина)
- программная реализация компьютерной системы с собственными виртуальными ресурсами.
Virtual Hosting (Виртуальный хостинг)
- возможность нескольких сайтов размещаться на одном веб-сервере, используя разные домены или поддомены.
Vertical Rhythm (Вертикальный ритм)
- концепция в веб-типографике для создания визуальной гармонии за счет согласованных интервалов между элементами разметки.
Version Control (Контроль версий)
- система управления изменениями в файлах или наборами файлов проекта на протяжении его жизненного цикла.
Vendor Prefixes (Вендорные префиксы)
- специальные префиксы, используемые в CSS для обозначения нестандартных или экспериментальных свойств, применяемых к определенным браузерам.
W
Wireframes (Прототипы)
- схематические макеты для отображения структуры, компонентов, функциональности и навигации веб-сайта или приложения.
WebSockets (Веб-сокеты)
- протокол связи, обеспечивающий полнодуплексную коммуникацию через TCP-соединение между клиентом и сервером.
WebGL (Веб-ГрафикаЯзык)
- API, основанный на OpenGL ES, для отрисовки 2D и 3D графики в браузерах без использования плагинов.
Web Storage (Веб-хранилище)
- способ хранения данных пользователя в браузере на стороне клиента через API Web Storage.
Web Server (Веб-сервер)
- компьютерная программа, обрабатывающая HTTP-запросы от клиентов (обычно веб-браузеров) и отправляющая им веб-ресурсы через интернет.
Web Components (Веб-компоненты)
- набор стандартов, позволяющих создавать переиспользуемые пользовательские HTML-теги.
Web Application (Веб-приложение)
- клиент-серверное приложение, в котором клиент (браузер) взаимодействует с сервером через сеть.
Web Accessibility (Доступность веб)
- практика разработки веб-сайтов и приложений, обеспечивающая доступ к ним для людей с ограниченными возможностями.
X
XSS (Межсайтовый скриптинг)
- тип атак, при которых злонамеренный код внедряется в веб-приложения для кражи данных или получения контроля.
XML (Расширяемый язык разметки)
- разметочный язык, предназначенный для хранения и транспортировки структурированных данных.
Y
Yeoman (Средство автоматизации)
- набор инструментов, библиотек и рабочих процессов, помогающий разработчикам быстро генерировать боilerplate-код для новых проектов на основе лучших практик.
Y-Combinator (Y-комбинатор)
- высокоуровневая функция в лямбда-исчислении, позволяющая создавать рекурсивные функции без использования имени функции.
Z
Zipping (Архивация)
- процесс сжатия и объединения нескольких файлов или папок в один архивный файл для экономии места и удобства переноса.
Z-Index (Z-индекс)
- свойство CSS, определяющее порядок наложения элементов на веб-странице вдоль оси Z в пространственной модели.